01.10.2019
Под Киевом тестируются первые Weigh-In-Motion-комплексы, работающие пока в режиме предварительного отбора транспортных средств. Чего не хватает для полной автоматизации системы взвешивания транспорта на дорогах, и сколько таких точек нужно в Украине
"Полторы недели назад народные депутаты в стенах Верховной Рады приняли закон о внедрении габаритно-весового контроля в движении. Сегодня мы демонстрируем пилотный проект и один из первых комплексов по взвешиванию Weigh-in-Motion", - такими словами в минувшую пятницу министр инфраструктуры Владислав Криклий начал презентацию первого в Украине комплекса весового контроля автотранспорта в движении. Инженеры в ярких жилетках тем временем заканчивали работы.
Впервые о внедрении систем выявления перегруза автотранспорта в движении заговорили еще летом 2016 года. К практической реализации начали подходить в начале 2017-го - новоиспеченный на тот момент руководитель "Укравтодора" Славомир Новак привлек польских специалистов для разработки интеллектуальной транспортной системы и Weigh-In-Motion, как ее части - рассказывает ЦТС.
Позже в "Укравтодоре" заявили, что не отвечают за закупку и содержание стационарных и мобильных комплексов габаритно-весового контроля, однако готовы на 100% взять на себя ответственность за внедрение в Украине системы взвешивания автотранспорта на ходу. Кроме взвешивания, ИТС контролирует скорость движения транспорта и способна фиксировать различные нарушения правил дорожного движения.
В марте "Укравтодор" подписал контракт с украинско-канадским консорциумом компаний, который предусматривает установку в Украине первых WiM-комплексов. В рамках реализации этого проекта будут установлены шесть таких комплексов на подъездах к Киеву на дорогах международного значения.
Первые два комплекса размещены на дороге М-06 Киев-Чоп. К концу 2019 запустят остальные четыре. Однако такого количества комплексов недостаточно и уже в следующем году в Украине планируют сделать еще около 100 таких точек.
"Для такой большой страны, как Украина эта система должна иметь 250 таких комплексов. Уже в следующем году начнем строить еще 100 таких. Особенно на подходах к портам и большим городам", - отметил глава "Укравтодора" Славомир Новак.
К слову, расширять сеть WiM-комплексов будет уже кто-то другой, так как с 1 октября Новак покидает должность руководителя Госагентства автодорог Украины.
Комплексы будут работать в режиме 24/7 365 дней в году, и могут выдерживать температуры от -30 до +40 градусов Цельсия. Примечательно, что взвешивание автомобилей может происходить при условии, если скорость не превышает 120 км/час.
На первом этапе комплексы будут работать в преселекционном режиме. То есть вся информация с габаритных комплексов будет приходить инспекторам "Укртрансбезопасности", которые будут находиться на мобильных пунктах контроля дальше по дороге. Инспекторы будут осуществлять остановку автомобиля и его контрольное взвешивание и, в случае подтверждения нарушения, накладывать соответствующие санкции.
В дальнейшем, после имплементации законодательных изменений, планируется полностью автоматизировать систему. Вся информация будет сохранятся в защищенных базах данных, а штрафы будут накладываться автоматически. Минимизация человеческого фактора сделает невозможным возникновение коррупционных рисков.
"Это важно, потому что, когда мы говорим о дорогах, нужно говорить не только о наших амбициозных планах по строительству, но и спасать дороги. Ничего лучше WIM нет", - отметил министр.
Один комплекс обошелся в 1 млн долларов. И это с учетом того, что для строительства первого был использован пешеходный мост, что на 20% удешевило стоимость. Общая стоимость шести площадок для взвешивания и создание офиса составляет 6,4 млн долл.
"Проект развития дорожной отрасли" реализовывается совместно с Международным банком реконструкции и развития. При этом Славомир Новак отмечает, что, если в пилотном проекте стоимость одного комплекса составляет 1 млн долл., то для строительства остальных цена должна быть гораздо ниже.
Финансирование остальных точек взвешивания предполагается за счет средств МФО. В 2020 году "Укравтодор" получит новую кредитную линию в размере 900 млн евро. Часть этих денег и планируют потратить на новые объекты. Второй вариант - средства из Дорожного фонда, которые должны идти на безопасность движения. Те 5%, которые предусмотрены на реализацию проектов по безопасности движения, к сожалению, не используются и лежат на счетах, поэтому могут быть использованы для WIM.
Именно благодаря принятию закона взвешивание автомобилей в движении стало возможным. Документ внедряет автоматическую фиксацию нарушений габаритно-весовых требований, повышает ответственность водителей за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте и его территориальных органов об остановке.
Кроме того, закон вводит новые штрафы. Первый заместитель главы "Укртрансбезпеки" Вячеслав Дидковский отмечает, что штраф состоит из двух частей. Первая составляющая - административное нарушение. В частности, 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (один необлагаемый минимум 17 грн) за превышение габаритно-весовых норм от 5% до 10% при перевозке груза без разрешения; превышение габаритно-весовых норм от 10% до 20% при перевозке без разрешения влечет за собой штраф в размере 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. За перегруз более 20% без наличия разрешения будут штрафовать на 2000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Вторая часть штрафа взимается за использование дорог и зависит от дистанции, которую проехал перегруженный автомобиль и того, на сколько перегружено авто. Это часть штрафа взимается в евро. Дидковский отмечает, что в этом году самый крупный штраф, который наложила "Укртрансбезпека" составил 140 тыс. евро.