Когда речь идет о работе автомобильного стартера, вполне уместно сравнивать его значение с тем самым маленьким винтиком в огромном механизме, без которого ничего не клеится. Он действительно немного весит, да и габаритами невелик, но приводит в движение всю кривошипно-поршневую группу.
Большинство производителей заявляют о надежности и долгом сроке службы данного узла, но иногда подводит и он. Помимо того, что, как и всякая деталь, стартер двигателя имеет свой собственный срок службы и просто со временем изнашивается, он еще может страдать и от дефектов в работе иных узлов и агрегатов. Например, поломка в цепи электропитания и наши настойчивые (хоть и опрометчивые) действия по попытке во что бы то ни стало завести автомобиль, вполне возможно, приведут к безвременной кончине стартера. Следует знать, что во время работы стартера его обмотки очень сильно нагреваются из-за того, что по ним проходит сильный ток. И при чрезмерно длительной работе стартера может либо перегореть обмотка, либо расплавиться ее изоляция. (Отсюда и совет – включать стартер не более чем на 3-4 секунды и давать ему «отдохнуть» между попытками около минуты). Чаще всего повреждения стартера происходят приблизительно в следующей последовательности: коллектор, втулки, вал якоря, планетарный механизм, статор, маховик
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО СТАРТЕРАОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ, КОТОРЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ПОЛОМКЕ СТАРТЕРА
СЛЫШНЫ ЩЕЛЧКИ РЕЛЕ, НО ОТСУТСТВУЕТ ВРАЩЕНИЕ ЯКОРЯ
Само собой, в первую очередь, проверяем АКБ. Возможна как разрядка, так и окисление контактной группы. Гораздо хуже, если дело в замыкании на «массу» или в замыкании обмотки тягового реле стартера или пробуксовке якоря втягивающего реле. (Не очень опытным водителям с автомобилем на АКПП иногда просто нужно проверить, в каком положении стоит селектор коробки :-)
ПРИ ВРАЩЕНИИ СЛЫШНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ (НАПРИМЕР, СКРЕЖЕТ ИЛИ СКРИП)
Скорее всего, данный звук издают шестерни при контакте с зубьями маховика. Наверняка причины кроются в наличии забоин в зубьях венца маховика, ослаблении буферной пружины привода стартера или неправильной регулировке хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя. В двух последних случаях для устранения неисправностей придется снимать стартер.
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ ПРИСУТСТВУЮТ, НО ЭЛЕКТРОМОТОР МЕДЛЕННО КРУТИТ КОЛЕНВАЛ, А ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАВОДИТСЯ
В лучшем случае, дело в разряженной АКБ или окислении контактов. В худшем – могло произойти замыкание или подгорание коллектора, износ щеток (в результате чего они неплотно прилегают к коллектору), износ втулок стартера, обрыв в обмотке (или замыкание в обмотке) статора или якоря. Возможна и неисправность втягивающего реле.
НЕ ВРАЩАЕТСЯ КОЛЕНВАЛ ПРИ ТОМ, ЧТО СТАРТЕР СРАБОТАЛ
Причин может быть несколько, и, скорее всего, придется-таки снимать стартер. В данном случае наиболее вероятны следующие поломки: разрушены части редуктора; всевозможные поломки муфты (рычаг выключения, поводковое кольцо, буферная пружина и т.д.); заедание привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.
ДВИГАТЕЛЬ ЗАРАБОТАЛ, НО СТАРТЕР НЕ ОТКЛЮЧИЛСЯ
Наибольшая вероятность неисправности – заедание тягового реле, ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или поломка возвратной пружины замка зажигания.
В заключение хотелось бы отметить, что самостоятельная замена стартера для большинства опытных автолюбителей не должна составить особого труда. С ремонтом дело может обстоять несколько иначе. Во-первых, это гораздо более трудоемкий процесс, а во-вторых, вполне возможно, что овчинка не будет стоить выделки. С учетом того, что ремонт стартера не самая дорогостоящая, но достаточно трудоемкая процедура, вполне возможно, что ее лучше доверить профессионалам.